Как создать бизнес-модель
Недавно прочитал сборник статей HBR на тему эффективной бизнес-модели. Лично меня, предпринимателя с гуманитарным высшим образованием, эта тема крайне заинтересовала. Поделюсь парой мыслей на этот счёт.
Судите сами, все знают про необходимость правильного определения целевой аудитории [я сам писал об этом раза три за последние 2 года], не секрет, что у бизнеса должна быть стратегия. Но про бизнес-модель вспоминают не все. Так вот, бизнес-модель находится на пересечении целевой аудитории, бизнес-стратегии и системы продаж.
Её можно сформулировать в формате гипотезы [истории], как и от кого бизнес получает прибыль. Мне понравился пример со скидочными купонами для студентов:
В этом случае у нас есть 3 целевые аудитории:
– Первая целевая аудитория — студенты общежития;
– Вторая — владельцы кафе и магазинов;
– Третья — администрация общежития.
Стратегия: распространять среди студентов купоны с эксклюзивными скидками [двигатель торговли] от магазинов при предъявлении студенческого билета.
Бизнес-модель:
Договориться с заведениями о скидках для студентов общежития по купонам при предъявлении студенческого билета, которые будут бесплатно распространяться для студентов в общежитии.
Как работает:
Заведения платят за размещение в купоне, для них это реклама, администрация общежитья распространяет купоны среди студентов (за % или на других условиях), студенты посещают заведения и пользуются скидками. То, что осталось — прибыль.
Это грубый пример, но благодаря этой стратегии в своё время неплохо заработал один известный инвестор [когда был студентом]. Благодаря понятной бизнес-модели вышел на рынок iPod и iTunes (в основе тоже лежала простая бизнес-модель) и ещё сотни популярнейших сервисов и продуктов.
Эта тема для меня стала инсайтом номер один 2021 года. А какой ваш инсайт номер один за 2021? Напишите комментарий, если вам было ценно.